игуменъ Варнава (varnava_mp) wrote,
игуменъ Варнава
varnava_mp

Прп. Максимъ: «Если и вся вселенная будетъ причащаться съ патріархомъ, я не причашуся съ нимъ!»

Въ 645 году нечестивый  императоръ Констансъ выпустилъ новое исповѣданіе моноѳелитизма подъ наименованіемъ «типикъ» и подъ угрозой строгихъ прещеній приказалъ всѣмъ православнымъ принять его. Новоизбранный послѣ смерти Ѳеодора Римскій папа, св. Мартинъ, отказался принять «типикъ» и созвалъ соборъ, на которомъ св. Максимъ изяснилъ сонму 105 собравшихся западныхъ епископовъ неправоту моноѳелитическаго заблужденія.
  Италія тогда входила въ составъ Византійской имперіи, и разгнѣванный императоръ  послалъ въ Римъ своего представителя, обвинившаго  Мартина и Максима въ измѣнѣ имперіи, въ сношеніяхъ съ мусульманами, занявшими въ это время сѣверную Африку. И св. Мартинъ, и св. Максимъ были схвачены, закованы въ узы и представлены въ Константинополь, на судъ царю.
         Св. Мартинъ былъ первоначально заточенъ на Цикладскихъ островахъ, а потомъ сосланъ въ Крымъ, въ Херсонесъ Таврическій, гдѣ и умеръ въ 655 г. въ заточеніи (память его 14 апрѣля).
    А св. Максима императоръ рѣшилъ во что бы то ни стало склонить на свою сторону. Представители царя пытались его убѣдить подписать типикъ или хотя бы не возражать противъ него. Сначала держали его въ царскихъ палатахъ, потомъ въ темницѣ въ Константинополѣ, потомъ сослали во Ѳракійскій городъ Визію, потомъ снова привезли въ Царьградъ и помѣстили въ монастырѣ св. Ѳеодора. Въ споръ со святымъ Исповѣдникомъ вступали и сенаторы и архіереи. Нѣкоторые изъ нихъ откровенно пытались подсказать ему, какой формулой можетъ онъ утолить гнѣвъ царя, не давая въ то же время никакихъ обязательствъ.
         Но св. Максимъ пребывалъ непреклоннымъ и не желалъ идти ни на какіе лукавые извороты. Тогда его сослали въ Перверу на берегу Мраморнаго моря, гдѣ онъ прожилъ два года, терпя всевозможныя лишенія, но непреклонно храня истину и возвѣщая ее черезъ писанія и устныя бесѣды съ тѣми, кто рѣшался тайно приходить къ нему.

       Руководители моноѳелитизма не могли на этомъ успокоиться: образъ несломленнаго не согласнаго съ ними, твердаго стояльца за Православіе тревожилъ ихъ совѣсть и сознаніе, напоминая имъ объ иллюзорности ихъ успѣховъ.
     Св. Максимъ снова былъ вызванъ въ Царьградъ, гдѣ царскія вельможи Троилъ и Сергій снова подвергли его допросу. Они стали упрекать св. Максима въ гордости, въ томъ, что онъ почитаетъ одного себя спасающимся православнымъ, а всѣхъ прочихъ считаетъ гибнущими еретиками. «Нѣтъ, — отвѣчалъ святой, — когда всѣ люди въ Вавилонѣ поклонялись золотому кумиру, святые три отрока никого не осуждали, но только объ одномъ заботились: какъ бы имъ самимъ не отпасть отъ истинной вѣры. Также и Даніилъ вверженный въ львиный ровъ, не осуждалъ тѣхъ, кто, исполняя приказъ царя, не молились Богу, но думалъ о своей совѣсти, рѣшаясь лучше умереть нежели согрѣшить предъ Богомъ. Да не попуститъ Господь и мнѣ осудить кого-либо или сказать, что я одинъ спасаюсь. Но я хочу лучше умереть, нежели согрѣшить противъ Православной вѣры».
   Тогда Троилъ и Сергій начали указывать св. Максиму, что уже весь христіанскій міръ призналъ законнымъ моноѳелитскаго Константинопольскаго патріарха и всѣ восточные патріархи или ихъ мѣстоблюстители имѣютъ общеніе съ нимъ, и что полномочные представители римскаго папы, его апокристаріи, сослужатъ съ патріархомъ и причащаются съ нимъ. Такимъ образомъ во всемъ мірѣ остается только онъ одинъ, не признающій патріарха.
     На это святой Максимъ отвѣчалъ: «Если и вся вселенная будетъ причащаться съ патріархомъ, я не причашуся съ нимъ, ибо знаю отъ Духа Святаго чрезъ апостола Павла, что и ангеловъ нужно анаѳемѣ предать, если они иное, неправое благовѣствованіе возвѣстятъ».
      Видя св. Максима непреклонно стоящимъ за истину, императоръ приказалъ предать его жестокимъ мукамъ, послѣ которыхъ ему отрѣзали языкъ, молотомъ раздробили кисть правой руки и отрѣзали ее по локоть... (
источникъ)

Tags: богословіе, еретики, месяцесловъ, святые
Subscribe

promo varnava_mp march 14, 2013 21:13 77
Buy for 10 tokens
По мнению большинства историков, мы можем более или менее достоверно судить об истории Руси, начиная с периода правления Петра I, хотя в наших знаниях и о том времени есть немало пробелов. Что же касается правления его отца, Алексея Михайловича (1629–1676 гг.), то оно окружено…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments