игуменъ Варнава (varnava_mp) wrote,
игуменъ Варнава
varnava_mp

Вместо Царя вставляя "НАС", идем прямой дорогой к антропоцентризму!

             Отслужили сегодня с Божией помощью Воскресную всенощную с выносом Креста.
             Всё бы ничего, но мне, как священнику на покое, много лет служившему келейно, и по нормальным - дореволюционным - книгам, просто слух резало пение исковерканных стихир и тропарей. Был бы незнаком с оригинальными текстами, может и не заметил бы ничего. Да и большинство молящихся едва ли что-то знают, и, значит, замечать им нечего.
              И певчие
наши, которые воспитаны на стандартных патриархийных книгах, тоже едва ли поняли меня, если бы мне захотелось поделиться с ними своими замечаниями.
             Не буду сегодня рассуждать про такие громкие моменты, как измененный тропарь Кресту или стихира "Пособивый Господи кроткому Давиду..." Куда более меня возмущают переделки в значительно более "политически мягких" моментах, чтоб не сказать в безобидных. И, с другой стороны, настораживают: кому это мешало?

           Самый простой пример. Слушаю стихиры на "Господи воззвах". Поют вторую Крестную:
   
         Сразу ударило - "верных победа, священников похвало". Каких верных и какая победа? Какие это верные ставятся в церковных песнопениях перед священниками? И с кем они должны биться? С друг с другом?
          Другое дело, если речь идет о благоверных - понятно, что царях! Тогда и победа уместна, и священницы за царством на втором месте, и все логично и как положено. Так оно, оказывается, всю жизнь и было:

         Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте, Це́ркве кра́сный раю́, дре́во нетлѣ́нія, прозя́бшее намъ вѣ́чныя сла́вы наслажде́ніе, и́мже бѣсо́встіи отгоня́ются полцы́, и а́нгельстіи свеселя́тся чи́нове, и совокупле́нія вѣ́рныхъ пра́зднуютъ. Ору́жіе непобѣди́мое, утвержде́ніе неруши́мое, царе́й побѣ́до, свяще́нниковъ похвало́, Христо́вы ны́нѣ стра́сти и на́мъ пода́ждь дости́гнути и ве́лію ми́лость. 

        Или опять же, на хвалитех:

          Слышно, что после утверждения церкви (перед разными там монашествующими, поклоняющимися) чего-то не хватает. Так и есть:
         Це́ркве утвержде́ніе, царе́й держа́ва, мона́шествующихъ похвала́ и спасе́ніе, — ты́ еси́, Кре́сте Всече́стне. Тѣ́мже покланя́ющеся тебѣ́, и се́рдцемъ, и душе́ю, просвѣща́емся днесь Боже́ственною благода́тію на тебѣ́ Пригвозди́вшагося, и держа́ву льсти́ваго Разори́вшаго, и кля́тву Потре́бльшаго
.
         Таким образом явно прослеживается нехорошая тенденция: или просто вырезать (из книг и из мозгов) всю память про царей и царскую власть (а значит и про нашу историю), или заменять царские моменты на всяких "верных", "христиан" или совсем откровенно - просто "НАС"!
         Второй момент намного опаснее. Царь - это всегда был некий идеал. Теперь этот "некий идеал" - просто МЫ! И кто-то еще удивляется победоносному шествию по планете идеологии антропоцентризма или, как назвал это явление всем известный кое-кто, "человекопоклонничества".
Tags: апостасія, вотъ такъ и живёмъ, дореволюцiонные тексты, исторія, нравственность, тріодь постная
Subscribe
promo varnava_mp март 14, 2013 21:13 77
Buy for 10 tokens
По мнению большинства историков, мы можем более или менее достоверно судить об истории Руси, начиная с периода правления Петра I, хотя в наших знаниях и о том времени есть немало пробелов. Что же касается правления его отца, Алексея Михайловича (1629–1676 гг.), то оно окружено…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments